60 филиалов по всей России

+7 (978) 815–23–33

+7 (978) 850–49–79

Центральный офис в Севастополе

Специальная оценка условий труда, аттестация рабочих мест.

Узнать стоимость

СОУТ — это комплекс мероприятий, направленных на выявление вредных или опасных производственных факторов на предприятии и определение степени их влияния на работника с учетом отклонения наблюдаемых значений от нормативных.

1 января 2014 г. начал действовать Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», который регламентирует порядок проведения специальной оценки, устанавливает требования к проводящим ее организациям и специалистам, формулирует критерии определения классов условий труда на рабочих местах.

Он был разработан правительством в целях преодоления негативных тенденций в сфере охраны труда, а также во исполнение поручения Президента Российской Федерации и  Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы страны.

Условия труда по степени вредности или опасности подразделены на четыре класса: 

  • оптимальные
  • допустимые
  • вредные
  • опасные. 

Введена процедура декларирования соответствия условий труда, подтверждающая соответствие условий труда на рабочих местах государственным нормативным требованиям охраны труда. 

Повышена степень участия профсоюзов в проведении оценки условий труда, в том числе посредством включения их представителей в комиссию по проведению специальной оценки условий труда, предоставления права на получение соответствующих разъяснений по результатам специальной оценки условий труда и их обжалования, возможности инициирования проведения внеплановой специальной оценки условий труда. 

Законом допускается возможность использования результатов спецоценки условий труда при: 

  • предоставлении работникам гарантий и компенсаций за работу во вредных или опасных условиях труда;
  • разработке и реализации мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда;
  • обеспечении работников средствами индивидуальной защиты, а также средствами коллективной защиты;
  • организации обязательных предварительных медицинских осмотров при поступлении на работу и периодических медицинских осмотров
  • оценке уровня профессиональных рисков;
  • расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
  • контроле за состоянием условий труда на рабочих местах. 

Страховые тарифы в зависимости от классов условий труда.

Класс условий труда: 

  • 1 (оптимальный) - 0% дополнительного страхового взноса;
  • 2 (допустимый) - 0% дополнительного страхового взноса;
  • 3.1 (вредный) - 2% дополнительного страхового взноса;
  • 3.2 (вредный) - 4% дополнительного страхового взноса;
  • 3.3 (вредный) - 6% дополнительного страхового взноса;
  • 3.4 (вредный) - 7% дополнительного страхового взноса;
  • 4 (опасный) - 8% дополнительного страхового взноса; 

Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ предоставит возможность освобождения от уплаты дополнительных страховых взносов, его можно будет получить посредством проведения специальной оценки условий труда. 

ИНФОРМАЦИОННЫЕ МАТЕРИАЛЫ ПО ВОПРОСАМ ПРОВЕДЕНИЯ АТТЕСТАЦИИ РАБОЧИХ МЕСТ И ВСТУПЛЕНИЯ В ЗАКОННУЮ СИЛУ ПОЛОЖЕНИЙ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА «О СПЕЦИАЛЬНОЙ ОЦЕНКЕ УСЛОВИЙ ТРУДА» 

02.09.2013 г. в Государственную Думу Российской Федерации поступили на рассмотрение 2 законопроекта: 

  1. Федеральный закон «О специальной оценке условий труда» (№ 337970-6);
  2. Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда» (№ 337978-6). 

Для чего нужна специальная оценка: 

  1. Выявление и оценка опасностей на рабочих местах (мониторинг условий труда);
  2. Освобождение работодателей от дополнительных страховых взносов по линии ПФР/ФСС; 

СПЕЦИАЛЬНОЙ ОЦЕНКЕ ПОДЛЕЖАТ ВСЕ РАБОЧИЕ МЕСТА РАБОТОДАТЕЛЯ

Исключение из общего правила: 

  1. Рабочие места «надомников»;
  2. Дистанционные рабочие места (понятие в Федеральном законе не раскрыто). 

Особые условия проведения специальной оценки для некоторых категорий рабочих мест: 

  1. Рабочие места, относящиеся к категориям гражданской и муниципальной службы  - специальная оценка производится с учетом действующего законодательства в области государственной и муниципальной службы;
  2. Рабочие места, работа на которых затрагивает сведения, относящиеся действующим законодательством к сведениям, содержащим государственную тайну – специальная оценка проводится с учетом действующего законодательства о государственной тайне. 

ДОКУМЕНТЫ, ОФОРМЛЯЕМЫЕ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ СПЕЦИАЛЬНОЙ ОЦЕНКИ УСЛОВИЙ ТРУДА
(оформляется в форме отчета)

  1. Сведения об организации, осуществляющей специальную оценку условий труда;
  2. Перечень рабочих мест, на которых проводилась специальная оценка;
  3. Карты специальной оценки;
  4. Протоколы исследований и измерений потенциально вредных и (или) опасных факторов;
  5. Протоколы эффективности средств индивидуальной защиты (СИЗ);
  6. Сводная ведомость результатов специальной оценки;
  7. Перечень рекомендуемых мероприятий по улучшению условий труда. 

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ РАБОТОДАТЕЛЯ ЗА НАРУШЕНИЯ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ТРУДА В РАМКАХ ВНОСИМЫХ ИЗМЕНЕНИЙ (с 01.01.2014 г.) 

Вносятся дополнения в рамках ответственности работодателя за нарушения в области охраны труда (Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда» (№ 337978-6)). 

Кодекс об административных правонарушениях: 

Статья 5.27-1 (ст 5.27-1 коап рф). Нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации.

1. Нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частями 2-4 настоящей статьи, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 2000 до 5000 рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от 2000 до 5000 рублей; на юридических лиц - от 5000 до 80000 рублей.

2. Нарушение работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее непроведение - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 5000 до 10000 рублей;

на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от 60000 до 80000 рублей.

3. Допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 15000 до 25000 рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от 15000 до 25000 рублей; на юридических лиц - от 110000 до 130000 рублей.

4. Необеспечение работников средствами индивидуальной защиты - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 20000 до 30000 рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от 20000 до 30000 рублей; на юридических лиц - от 130000 до 150000 рублей.

5. Совершение административных правонарушений, предусмотренных частями 1-4 настоящей статьи, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 30000 до 40000 рублей или дисквалификацию на срок от 1 года до 3 лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от 30000 до 40000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток; на юридических лиц - от 100000 до 200000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Примечание. Под средствами индивидуальной защиты в части 4 настоящей статьи следует понимать средства индивидуальной защиты, отнесенные техническим регламентом Таможенного союза "О безопасности средств индивидуальной защиты" ко 2 классу в зависимости от степени риска причинения вреда работнику. 

УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС 
СТАТЬЯ 143
НАРУШЕНИЕ ТРЕБОВАНИЙ ОХРАНЫ ТРУДА 

Нарушение требований охраны труда, совершенное лицом, на которое возложены обязанности по их выполнению, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ:

наказывается штрафом в размере до 400 тыс. руб., либо лишением свободы на срок до 1 года с лишением права занимать определенные должности (пр.)

То же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ:

Лишением свободы на срок до 4 лет.

То же деяние, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ:

Лишение свободы на срок до 5 лет. 

Уголовная ответственность является персонифицированной и возлагается на конкретное лицо, ответственное за соблюдение требований охраны труда на предприятии. 

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ СТРАХОВЫЕ ТАРИФЫ

Положениями Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» установлен перечень лиц, которым трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста 60 лет - для мужчин, 55 лет - для женщин.

С 1 января 2013 г. работодатели таких лиц обязаны перечислять в ПФР на финансирование страховой части трудовой пенсии дополнительные страховые взносы по следующим тарифам:

 -в отношении выплат в пользу физлиц, которые заняты в т.ч. на работах с вредными условиями труда: 4 процента (2013 г.), 6 процентов (2014 г.), 9 процентов (2015 г. и далее);

- в отношении выплат в пользу физлиц, которые заняты на работах, с тяжелыми условиями труда, работа с повышенной интенсивностью и тяжестью): 2 процента (2013 г.), 4 процента (2014 г.), 6 процентов (2015 г. и далее).

Дополнительные страховые взносы уплачиваются без учета предельной величины базы для начисления страховых взносов, которая определена Федеральным законом № 173. Другими словами, их необходимо перечислять по указанным тарифам независимо от того, превысила ли база по страховым взносам предельную величину, установленную на соответствующий год.

Следует отметить, что Федеральным законом от 24.07.2009 № 212-ФЗ установлена возможность освобождения плательщиков от уплаты указанных дополнительных страховых взносов. Такое освобождение может быть предоставлено по результатам специальной оценки условий труда, проводимой в порядке, который будет установлен отдельным федеральным законом. 

РАЗМЕР ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ СТРАХОВЫХ ТАРИФОВ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ КЛАССА УСЛОВИЙ ТРУДА

ВЫВОД: при наличии условий труда на рабочих местах, соответствующих 1 и 2 классам – работодатель освобождается от оплаты дополнительных страховых тарифов.

Получить консультацию

* Отправляя заявку, я даю согласие на обработку персональных данных. Подробнее